В мае-июне 2018 года в рамках реализации Плана первоочередных мер по повышению эффективности профилактики правонарушений обучающихся и обеспечению безопасности образовательных организаций Министерства просвещения Российской Федерации (ранее Министерства образования и науки Российской Федерации) коллективом специалистов факультета Юридической психологии и Центра экстренной психологической помощи МГППУ для педагогов, классных руководителей и других специалистов образовательных организаций разработаны памятки по различным видам девиантного поведения и алгоритмы действий — «Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся«.
В 2022 году коллектив экспертов ФГБОУ ВО МГППУ и ФГБУ НМИЦ психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского разработал обновленную усовершенствованную версию методического инструмента «Навигатор профилактики» и памяток по признакам различных видов девиантного поведения. Среди новых форм добавлены признаки рискованного поведения онлайн, несуицидального самоповреждающего поведения, риска нападения обучающимся на образовательную организацию (признаки риска совершения особо опасного деяния и специальный алгоритм действий). Обобщенные признаки дают возможность соотнести их с тем или иным видом отклоняющегося поведения, каждый из которых имеет определенный цвет и номер, что позволяет достаточно быстро найти нужную памятку по цвету и номеру, а также применить общий или специализированные алгоритмы действий. Изменена структура «Навигатора»: по-новому представлена последовательность видов девиантного поведения, акцентирующая наиболее опасные из них.
Пакет разработок 2022 года включает в себя:
Инструкция к Навигатору профилактики и памяткам по различным видам девиантного поведения.
0. Навигатор профилактики.
1. Памятка по социально-психологической дезадаптации.
2. Памятка по раннему проблемному (отклоняющемуся) поведению.
3. Памятка по агрессивному поведению.
4. Памятка по суицидальному, самоповреждающему поведению.
5. Памятка «Риск нападения обучающимся на образовательную организацию».
6. Памятка по делинквентному поведению.
7. Памятка по аддиктивному (зависимому) поведению
8. Памятка по рискованному поведению.
Проект «Навигатор профилактики девиантного поведения» — победитель XXIV Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2022 года в номинации «Психологический инструмент года».
Ссылка для цитирования: Навигатор профилактики. Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся / Богданович Н.В., Вихристюк О.В., Дворянчиков Н.В., М.Г., Делибалт В.В., Дозорцева Е.Г.: — МГППУ, — 2022 г. — URL: https://mgppu.ru/about/publications/deviant_behaviour
Методические рекомендации разработаны Федеральным центром развития программ социализации подростков в рамках реализации стратегической программы «Подростки России» Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и при поддержке Министерства просвещения РФ. Представлены рекомендации по диагностике и оценке рисков отклоняющегося онлайн-поведения, управлению трудными случаями, анализу ресурсов развития детей, подростков и юношей.
Данные рекомендации адресованы широкому кругу лиц: уполномоченным по правам ребенка субъектов Российской Федерации, представителям субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, представителям региональных органов исполнительной власти в области молодежной политики и образования, действующим и будущим руководителям, заместителям руководителей, методистам и специалистам подростковых и молодежных центров, руководителям и программным директорам НКО, а также всем интересующимся подростковой проблематикой и социализацией подростков в сложных жизненных обстоятельствах.
Данные методические рекомендации рекомендованы Ученым советом ФГБОУ ВО МГППУ в качестве учебного пособия и предназначаются для студентов, обучающихся по направлению подготовки 37.03.01, 37.04.01 (Психология), 44.05.01 (Педагогика и психология девиантного поведения), 37.05.01 (Клиническая психология), аспирантов, преподавателей ВУЗов и всем специалистам системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Для цитаты: Подросток в Интернете. Методические рекомендации по оценке рисков отклоняющегося поведения в Интернете в рамках сети подростковых центров «Подростки России» / сост. Н.В. Богданович, В.В. Делибалт, П.Д. Азыркин. — Москва: Федеральный центр развития программ социализации подростков, Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. – 120 с. — URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/ti2024
В 2018 году коллективом факультета Юридической психологии и Центра экстренной психологической помощи МГППУ (Банников Г.С., Богданович Н.В., Вихристюк О.В., Власова Н.В., Гаязова Л.А., Дворянчиков Н.В., Делибалт В.В., Казина А.О., Лаврешкин Н.В., Чиркина Р.В.) разработаны Методические рекомендации по организации просветительской работы с родителями по вопросам профилактики девиантного поведенияв рамках реализации Плана первоочередных мер по повышению эффективности профилактики правонарушений обучающихся и обеспечению безопасности образовательной организации Министерства образования и науки Российской Федерации.
Методические рекомендации предназначены руководителям, педагогам и специалистам образовательных организаций, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, центров психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, иных образовательных учреждений.
В пособии представлены рекомендации по организации и проведению просветительской работы с родителями в системе дошкольного образования, начальной, средней и старшей школы, СПО по проблемам отклоняющегося (девиантного) поведения детей, подростков и юношей.
В 2014-2017 годах коллектив специалистов факультета Юридической психологии совместно с Институтом проблем инклюзивного образования МГППУ (Алехина С.В., Дворянчиков Н.В., Делибалт В.В., Дозорцева Е.Г., Дебольский М.Г., Дегтярев А.В., Малкин Д.С., Пимонов В.А., Семаго М.М., Смаго Н.Я., Чиркина Р.В.) принимал участие в проекте по разработке алгоритмов обследования несовершеннолетних с девиантным поведение на ПМПК. В рамках проекта разработаны Методические рекомендации по организации обследования детей с тяжелыми и легкими поведенческими нарушениями и созданию для них специальных образовательных условий.
Подробнее см. в источнике.
Вторая редакция методических рекомендаций: см. тут.